С 1 марта, следуя традиции, болгары дарят друг другу мартинички. Это плетенные ниточки с преобладанием крсного цвета. Их повязывают на запястиях рук и носят до середины марта. Среди болгар принято считать, что чем больше этих красно-белых веревочек будет повязано на человеке, тем более он успешен.
Демонстрируя красно-белые веревочки на своих руках, болгары хотят сказать: смотрите, как много у меня друзей, меня любят, меня уважают. Этому психозу подвержены даже дети, которые подражают взрослым. Дошло до того, что мартиначками обвязывают даже собак и кошек.
С точки точки зрения социальной психологии, ношение фетишей говорит как раз об обратной стороне жизни индивидуума: о его самом низком социальном статусе, о малообразованности, об одиночестве и духовной бедности.
Болгары, да и часть русских, живущих в этой стране, перенявших, как обезьяны чужие традиции, обвешивают себя, как новогоднюю елку, красными ниточками и веревочками и становятся похожими на дикарей. Следуя всеобщей традиции большинство болгар, как правило, отверженные от общественной жизни, пытаются психологически встроить себя во всеобщую социальную жизнь.
С точки зрения этнографической науки соблюдению этой традиции, ношению мартиничек подвержены как раз представители самых бедных слоев населения. Ведь на самом деле многие болгары сегодя являются эксплатируемыми или "лишними людьми", отверженными, отчужденными из общественной и трудовой жизни, с неубустроенной личной жизнью.
Одинокие люди через демонстрацию на себе разноцветных веревочек, через приобщение к этой всеобщей - одной из самых примитивных национальных традиций, пытаются компенсировать свое одиночество, духовную бедность, скрыть от знакомых свою невостребованность обществом.
Потом приходит время, когда от этих красно-белых веревочек надо избавляться. Но как можно выбросить в мусорное ведро частичку собственной души, которая сохраняется в твоей мартиничке? Перед нами яркий пример пережитка первобытного сознания, который сохраняется и проявляется в традициях болгарского народа. Это такой же болгарский пережиток, как, например, развешивание по городу в общественных местах, на столбах, на деревьях и даже на дверях учреждений, портреты умерших родственников и сослуживцев.
И вот, чтобы не выбрасывать поношенные мартинички, а вместе с ними и частички своих душ в мусорное ведро, болгары вешают эти грязные красные веревочки на веточки самых красивых деревьев, где распускаются первые весенние цветы. Но ведь деревья рождены и живут не для того, чтобы служить вешалками для болгарских мартиничек.
В этом действии наблюдается проявление архаическое сознания - желание, СОХРАНИТЬ ФЕТИШ, в котором якобы хранится ЧАСТИЧКА ТВОЕЙ ДУШИ с рядом распускающимся весенним цветком, с нарождающейся жизнью, чтобы от красоты дерева - символа жизни и чистоты, через поношенную мартиничку твоя душа обрела без всякого труда новую цветущую жизнь.
Представьте себе молодое красивое распускающееся дерево, обвешанное этими фетишами - символами человеческой глупости.
24.03. 2017 год.
Азретали Саубанов.
Bình luận