top of page
  • azret1955

"МЫ В ОТВЕТЕ ЗА ТЕХ, КОГО ПРИРУЧИЛИ"

СОСЕДИ. (Знакомство с Азией)

Однажды спокойствие нашей тихой семейной жизни было нарушено. На такое заурядное и малозначащее событие многие люди вряд ли обратили бы внимание, но оно взволновало нашу маленькую семью и буквально отняло у нас покой.

Жили мы в это время в Болгарии вблизи деревни N, Вилла-Парке в 15 километрах от морского города Варны. По счастливой случайности нам удалось арендовать хорошую виллу с удивительным видом на горные пейзажи. Наша повседневная жизнь в этом прекрасном уголке мира протекала безоблачно и счастливо до тех пор, пока в дом, стоящий по соседству, не въехала большая семья.

Наши новые соседи были относительно молодыми, но уже достаточно серыми.

Не обременяя себя формальной вежливостью, они вели себя самоуверенно, как хозяева новой рыночной жизни, в которой главным принципом было купить подешевле, а продать подороже.

По внешнему виду трудно было определить, чем они занимаются. Но, судя по тому, как часто у них во дворе менялись автомобили, а поздними вечерами к дому съезжались около десятка легковых машин, можно было предположить, что они имеют какое-то отношение к торговле автомобилями. В целом они были не лучше и не хуже многих людей своего времени. Мы же были выходцами из другой социально-экономической формации, в которой главным принципом было: человек человеку друг, товарищ и брат. Но в условиях рыночных отношений мы привыкли относиться к людям, даже если они наши соседи, нейтрально, без каких-либо симпатий или антипатий, как того требуют правила либерально-демократического общества.

В НЕВОЛЕ

И вот однажды в соседском дворе мы увидели собаку. Это был рыженький щенок с чёрно-серой грудкой, с раскосыми карими глазами, с вытянутой чёрной мордочкой и пёстрым пушистым хвостом. На вид ему было месяцев пять. Я не очень разбираюсь в породах собак, да меня это и не интересовало.

Щенок был посажен на короткую цепь во дворе дома, на склоне узкого неухоженного газона, мимо которого проезжали машины. Круглые сутки щенок, подобно рабу или каторжнику, оставался прикованным к забору железной цепью. Маленький, он нуждался в полноценной еде, в физических нагрузках и в общении, если не с человеком, то хотя бы с другими собаками, но люди отняли у него всё это, отняли свободу и обрекли щенка на одиночество и страдания. Я просто был поражён человеческой чёрствостью, соседствующей с жестокостью.

Я своими глазами видел, как его кормили размоченным в воде хлебом и костями, что было бесчеловечно и смертельно опасно для собаки. Но самой страшной бедой для щенка была неволя и ощущение злой силы, которая исходила от этих самодовольных людей, лишивших её самого дорогого - свободы. Они относились к тому большинству непросветленных людей, которые живут только для себя. Движимые жаждой наживы, они порождают несправедливость и страдания, вырубают леса, отравляют моря и реки, загрязняют землю промышленными отходами - всё это вместе противоречит живой природе, смыслу жизни и закону мироздания, частью которого ощущала себя и собака, посаженная людьми на цепь.

Проходили сутки за сутками, неделя за неделей, а щенок продолжал сидеть на цепи. Никто даже и не думал прогуливать его, как того требует жизнь. Соседи были абсолютно равнодушны к судьбе щенка, абсолютно равнодушны к тому, что они калечат собаку, причиняют ей боль. Проходя мимо, они даже не поворачивали головы в ее сторону.

Прав был мудрец, сказавший, что отношение человека к собаке характеризует больше человека, чем собаку. Японские самураи называли собаку лучшим другом, не дающим ненужных советов и никогда не предающим.

Но нашим соседям были неведомы средневековые традиции самураев. Хотя они носили золотые крестики и считали себя православными христианами, по их поведению было видно, что они не чтили христианские заповеди.

Рабство и издевательство над живым существом противоречит основному христианскому постулату о любви, о духовной свободе. Ведь именно в свободе выбора между добром и злом заключена воля человека, его вина, его грех, его раскаяние и воздаяние.

С появлением христианства в Западной Европе было отменено рабство ибо то, во что вдохнул душу Господь, не может находиться в цепях.

Но только духовное может постичь духовное и божественное, только разум может постичь разумное и истинное.

Наверное, кто-то скажет, что это слишком заумно, и что это не имеет никакого отношения к нашей жизни. Но именно жизнь требует от человека поступков, соответствующих разуму. И не зря говорят, что первый шаг человек делает сам, а потом его ведет судьба. Да, ну ладно, каждому своё: «Богу - богово, а кесарю – кесарево»…

ИСПЫТАНИЕ.

Несмотря на то, что стояла относительно тёплая осень, вечера становилось всё прохладнее, а ночи - всё холоднее. По ночам щенок скручивался в клубочек, чтобы не замерзнуть, но холодная земля забирала тепло. Пытаясь согреться, щенок часто вставал, но короткая железная цепь ограничивала его свободу, не давала сделать больше двух - трёх шагов.

Утром незаметно всходило солнце, пригревая своими лучами землю, спасая всё живое от холодной смерти. Щенок растягивался на траве и с наслаждением отогревался под лучами осеннего солнца, вбирая в себя живительную силу солнечного тепла. Я с волнением наблюдал за ним, переживал, боялся наступления дождливых дней или холодов. Что же будет с щенком, если польют осенние дожди или ударят первые заморозки, ведь у щенка нет даже собачьей будки? - думал я и не находил ответа. Мне иногда казалось, что это я был прикован цепью, а не щенок.

Стало понятно, что соседи, разъезжающие на дорогих автомобилях, не намерены были тратиться на собаку.

Я попросил Бориса, что бы он обсудил эту тему с бездушными хозяевами собаки. Борис был собственником недвижимости, которую он сдавал под наём моим соседям. Он хорошо владел русским языком, был образованным и интеллигентным человеком. Борис тактично переадресовал мою обеспокоенность соседям, но получил неопределённый ответ, что собака чужая, и что скоро щенка отдадут её владельцу, поэтому обсуждать здесь нечего.

Не добившись от наших соседей внятного ответа, Боря, тем самым, отмахнулся от разрешения вопроса, проявил равнодушие к судьбе щенка, к моим переживаниям. А время шло, не останавливая свой бег ни на одно мгновение. Дни становились всё короче.

Приближался декабрь - первый месяц зимы. Солнце не задерживалось на небосклоне, пригрев косыми лучами землю быстро и незаметно скрывалось за горизонтом. Несмотря на приближение зимы, природа щадила собаку, ниспосылая на землю добрую погоду без дождей и заморозков.

С болью в сердце я наблюдал за поведением забавного щенка. Когда мы встречались с ним, он поднимал уши, вилял хвостиком и с надеждой смотрел на меня своими грустными глазами. Я казнил себя за то, что не могу ничем помочь ему, а он нуждался в человеческой помощи, в человеческом состраданий и великодушии.

От воли человека зависело, быть щенку свободным или находиться в неволе, жить ему на белом свете или умереть.

Я понимал, что рабство есть несправедливость потому, что сущностью всего живого является свобода. Жизнь, проверяла людей на человечность, ставила перед ними нравственный выбор: оставить щенка в беде или спасти его? И от моего нравственного выбора, от моего поступка зависела не только дальнейшая судьба щенка, но и то, кем я буду после своего выбора: буду ли я рабом мира условностей, смирюсь ли я с проявлением жестокости, со страданиями маленького живого существа, нуждавшегося в моей помощи, или спасу его от рабства, от мучений и смерти.

В этих размышлениях я искал свою свободу и свою нравственность. Я вновь и вновь вспоминал слова, сказанные Далай Ламой о том, что все живые существа хотят быть счастливыми так же, как этого хотим и мы. Эта простая мысль просветляла моё сознание, побуждала к гармонии и к добродетели.

Действительность, которая испытывала людей, напоминала мне библейскую историю, в которой я находил много схожего. Однажды к Иисусу пришел иудейский священнослужитель, который был наслышан о Божественном Посланнике и о его новом учении.

Стремясь познакомиться с новым учением Иисуса, иудей спросил: «Что делать мне, учитель, чтобы удостоиться вечного блаженства?» Иисус ответил: «Возлюби ближнего своего, как себя самого и ты будешь достоин высшего блаженства». «Кого же надо считать этим ближним, которого нам надлежит любить»? «Считай ближним твоим всякого, кто нуждается в твоей помощи, в твоём сострадании, какой бы он ни был нации, веры или цвета кожи», - ответил ему Иисус.

Прошло две тысячи лет, а человек по-прежнему слеп, не знает, как жить ему и каким правилам следовать в жизни. Я же думаю, что если в вашей помощи нуждается человек или другое живое существо, а вы пройдёте мимо, не оказав помощи, значит вы никогда не войдете в Царство Небесное, значит вы будете отвергнуты от Господа вашего.

Щенок тянулся к людям, но люди были движимы жаждой обогащения. Им было не до братьев меньших, не до маленького щенка, не до жизни или смерти собаки. Их богом был золотой телец, их страстью были деньги.

Дальше медлить было нельзя, приближался декабрь с его заморозками, снегом и сыростью. Необходимо было решить вопрос, который оставался открытым. Моя совесть подобно колоколу звонила и не давала равнодушию завладеть моим сердцем. По прошествии некоторого времени после неудачного разговора Бориса с соседями об освобождению щенка, я обратился за помощью к Дмитрию - своему болгарскому товарищу.

Димитрий неплохо говорил по-русски и всё понимал. Без обиняков и излишних любезностей он обратился к соседям, прямо заявив, что нельзя обращаться подобным образом с собакой. Мы предложили в качестве альтернативы свою помощь, объяснив, что готовы выгуливать щенка утром и вечером и кормить его полноценной едой. Поговорив с Димитрием, соседи с неожиданной лёгкостью согласились продать нам собаку. Я был очень благодарен Димитрию. Ему удалось освободить щенка, потому что он искренне хотел помочь не только мне, но и этому маленькому бедолаге, сидящему на цепи.

После освобождения щенка мы первым делом накормили его, потом вызвали домой ветеринарного врача, который провёл необходимую вакцинацию, определил возраст и породу собаки. Оказалось, что щенок был «девочкой» редкой каракачанской породы. Мы дали теперь уже нашей собаке красивое имя - Луиза. (позже мы переименовали имя Луиза на Азию).

Так для щенка началась новая жизнь. Я вспомнил древнюю восточную пословицу: «Не презирай детёныша, ибо он может оказаться детёнышем льва». Вот и наш беззащитный щенок с возрастом превратится в настоящую сильную овчарку. А пока Луиза с трудом передвигалась, как будто бы заново училась ходить.

Мы стали заботиться о нашем новом друге: кормили Луизу два раза в день полноценной едой с мясом, овощами и рисом, угощали крокетами и разными вкусняшками, стали много гулять по гористой местности, и уже через несколько дней Луиза прыгала, резвилась во дворе нашего дома столько, сколько требовала её свободная душа.

Что бы теперь ни произошло, где бы я ни оказался, и какую злую шутку ни сыграла бы со мной судьба, я никогда не предам и не брошу свою собаку, которая стала для меня больше, чем другом.

Прав был Экзюпери, когда высказал простую, но очень точную мысль: «Мы в ответе за тех, кого приручили».

На фото: моя дочь Катя и Азия (Луиза).

27.01.2012. Варна. Болгария.

Азретали Саубанов.

2 просмотра0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

ДОМА КАК В КРЕПОСТИ

31.07.24. Среда. Утро среды было таким же тёплым, как и утро вчерашнего дня, которое к полудню переросло в тридцатичетырехградусную жару....

ПОГОНЯ.

Часть 1. В нашем городке. Я давно хотел рассказать эту грустную историю, которая произвела на меня впечатление, оставив в юношеском...

Commentaires


Пост: Blog2_Post
bottom of page