top of page

ЗА ЕЛКАМИ

(Предновогодняя история)

В нашем маленьком городке, затерявшемся высоко в горах, зимой очень рано темнеет. Солнце, едва поднявшись над городом, тут же скрывается за вершинами гор. Главный городской проспект с его невысокими домами, школой и стадионом растянулся вдоль ущелья на берегу реки Баксан. Уже к половине пятого на землю спускаются сумерки, город незаметно погружается темноту и его как будто охватывает космический холод.

Вы нигде не увидите такого сказочно-красивого ночного неба, каким оно предстает в горах, особенно в лунную ночь, когда создается иллюзия непосредственной связи человека с космосом, с первозданной дикой и одновременно разумной природой. На темно-синем небосклоне звезды подобны россыпям сверкающих бриллиантов и кажется, протяни руки и все сокровища мира, вся Вселенная будут твоими. Глядя в ночное небо, в эту галактическую бездну, невольно оторвешься от земных мыслей и дел. Перед тобой созвездие Скорпиона, Большая и Малая медведица, а там хрустальной косынкой растянулся Млечный путь… Приглядитесь, и вы увидите, как ночное небо, усыпанное звездами, медленно вращается вокруг заснеженных горных вершин и притягивает вас к себе как в бездну. И если бы звезды не были расположены в строгом геометрическом порядке друг от друга, то можно было бы предположить, что Вселенная произошла из хаоса и находится в состоянии хаоса. Но звёзды и планеты подчиненны неведомому закону Великого Разума - создателю миров. Подобны древнеегипетским письменам и сфинксам, созвездия содержат в себе все тайны Вселенной. Вот если бы люди были посвящены в межгалактические тайны, как многое можно было бы узнать из прошлого, настоящего и будущего человечества и нашей планеты Земля.

Это было в декабре 1968 года. Город готовился к новогодним праздникам. Вдоль расчищенных от снега тротуаров ровными рядами лежали снежные сугробы. Жители города в каком-то приподнятом настроении торопились на работу, в школу, на шахту…

Школьники с нетерпением ждали наступления зимних каникул. В Доме Пионеров дети готовили театральное представление, по окончании которого к маленьким зрителям обычно приходит Дед Мороз с подарками. В хрустящих подарочных кульках обязательно будут конфеты, яблоки и марокканские мандарины…

Но я уже не ребёнок, мне четырнадцать лет, я уже известный в городе спортсмен, победитель чемпионата по борьбе. Мои друзья – смелые и самостоятельные парни, решили перед праздниками заработать немного денег. Ведь деньги никогда не бывают лишними. Деньги как двигатель прогресса, но жажда обогащения и желание обладать деньгами побуждают людей к совершению больших или ничтожных поступков, а иногда к предательству или преступлению. Об этом много написано в исторических романах и рассказах Бальзака, Достоевского, где описывается жизнь общества при капитализме.

А наш план был прост. Чтобы раздобыть денег нам надо было всего лишь раза два-три сходить в горы за ёлками, срубить их и продать на новогоднем базаре.  Не знаю, кому пришла в голову эта идея, но всё же мы решились идти в горы за ёлками... Мы думали срубить ёлочки потом незаметно, под покровом ночи, донести их до города и припрятать их в зарослях у реки. А на следующий день утром, как ни в чем небывало, вынести зелёные ёлочки к импровизированным новогодним рынкам на продажу. Но, как говорится, человек предполагает, а бог располагает…

Как только стемнело мы уже были готовы отправиться в опасное путешествие в горы, да ещё в зимнюю ночь.

Нас, городских пацанов, было человек семь. С собой мы взяли топорики, веревки на случай, если придется нести не одну, а сразу две ёлки, вот тогда и пригодятся, веревки, чтобы можно было перевязать две ёлочки в одно целое, так легче было бы спускать и уносить их в город.

Примерно к шести часам вечера, когда наш городок погрузился в темноту, мы вышли за его пределы и как заговорщики, нет скорее, как партизанский отряд бесшумно выдвинулись к намеченной цели - к тёмной исполинской горе, которая к тому же была менее освещена лунным и звездным светом, чем скалистая лысая гора, стоящая напротив, на южной стороне от города, где не было бурно растущих хвойных деревьев не было зарослей. Оттуда живописно спадали водопады.

Минут через сорок мы приблизились к подножию горы, оказавшись в руках судьбы наедине с первобытной природой. Мы хорошо понимали, на какие риски мы пошли. Мы знали, что если попадёмся в руки лесников или ещё хуже, случайно наткнёмся на егерей или на милицейский патруль, тогда наши родители будут не только оштрафованы, но что страшнее - они будут опозорены на весь город.

Гора была тускло освещена звёздами и луной, которая приблизилась вплотную к вершинам гор и повисла, как фонарь, освещая лунным серебряным светом ночные горные пейзажи.

Учительница по астрономии рассказывала нам на уроках, что приближение Луны к Земле опасно и чревато наводнениями. И действительно, много раз местные жители были свидетелями того, что когда Луна приближалась к Земле, случались оползни, наводнения, с горных вершин сходили снежные лавины, снося всё на своём пути: деревья, дороги и дома.

Соблюдая осторожность, мы вышли на нужную тропу и пошли вверх к намеченному месту. Поднимаясь всё выше, мы приближались к небольшой горной поляне, где росли зеленные елки-красавицы и чем они были стройней, тем они ценились дороже.

Спящую горную тишину нарушал монотонный шум бегущей реки Баксан, бравшей своё начало из вечных ледников самой высокой горы в Европе - Эльбрус. Река пробегает мимо нашего городка, устремляясь в низовья к равнинам. По шуму реки можно определить настроение природы, уловить дух величественных снежных гор и вечных ледников.

Вот в такие красивые ночи снежные барсы выходят на прогулку, чтобы полюбоваться звездной и лунной красотой, а может они выходят на охоту или на свои любовные игрища. Снежные барсы обитают высоко в горах - это свободолюбивые красивые и сильные кошки. Но им как детям нравится играть. Спят ли они этой ночью, или кто-то их потревожил из космоса, а возможно, они стали свидетелями появления «алмасты» – снежного человека, о котором упоминают жители гор. А может это подземные духи дают о себе знать, вызывая тревогу у животных и у людей?

С этими мыслями затаив дыхание мы продолжали тихо идти к намеченному месту. Звездное небо и лунный свет указывали нам на ориентиры. На фоне исполинских гор наше место, казалось, было совсем не далеко. Но нам главной трудностью было не преодоление расстояния. Мы должны были пройти весь путь незамеченными и без лишнего шума.

Нам оставалось идти ещё метров сто вверх в гору. Но каждый шаг давалось все труднее из-за наступающей усталости и высокого снега. Наша обувь была непригодна для снежных горных походов. Иногда мы сбивались с нужной тропы, проваливались по пояс в снег, но нас это не останавливало. Мы продолжали идти к нужной поляне, где росли молодые елочки.

Это был как раз тот случай, когда пацаны, хвастаясь, часто говорят: «да я закрытыми глазами найду это место»... Вот и сейчас мы были уверенны в себе настолько, что в сердцах говорили примерно то же самое: «даже с завязанными глазами мы всё равно легко дойдем до намеченного места»… "Ведь это наши горы, они помогут нам»,  как поется в одной всем известной песне.

Мы заранее готовились к этому походу. Маршрут был выбран правильный, мы даже знали, где надо соблюдать осторожность. Ведь ни для кого из нас не было секретом, что природа в горах и особенно в предновогодние дни охраняется милицией, лесниками и конными егерями. Именно поэтому мы взяли с собой маленькие топорики, чтобы не создавать большого шума при рубке ёлок. Ведь ночью в горах шум может не только привлечь лесников, но и вызвать сход снежной лавины.

Пока мы шли мне вспомнилась история, которая произошла вот здесь же на этом месте, на этом склоне горы пару лет назад.

ЮРЕКА.

Однажды, перед наступлением Международного женского праздника 8 марта, один десятиклассник из нашей школы Номер Один, звали его Юрий, отправился в горы за рододендронами. Это такие красивые горные цветы, которые весной начинают расцветать высоко в горах.

Возможно, Юрий хотел подарить букет этих редких красивейших цветов своей девчонке Восьмого марта. Но срывать рододендроны запрещено, поэтому Юрий отправился за на поиски этих цветов, так же как и мы, вечером, под покровом ночи. Но когда он уже был высоко в горах, вдруг начался сход снеженой лавины. Скорость снежной лавины с гор достигает до 50 метров в секунду. Юрий был опытным и смелым альпинистом, но горы часто забирают лучших.

Услышав треск, исходящий из глубин ледника, Юрий сразу же начал быстро уходить в сторону. Но потом послышался грохот движущейся снежной лавины, которая сначала медленно, а  потом всё быстрей и быстрей неслась вниз.

Юрека, так звали между собой пацаны своего друга, большими прыжками, подобно горному туру, устремился в сторону от места, где должна была пройти снежная лавина... На следующий день Юрека не вернулся домой. Он погиб под лавиной, вот где-то здесь, где мы находимся сейчас. Возможно, дух погибшего Юрия до сих пор живёт здесь и предупреждает других пацанов об опасности.

На следующий день спасательные отряды города, состоящие из опытных альпинистов и спасателей, отправились на поиски парня, в надежде на чудо, что могут найти его ещё живым.  Но после двухнедельных безуспешных розысков спасательная операция была прекращена. И только отец погибшего парня каждое утро с полным снаряжением отправлялся в горы на поиски тела своего сына. Так в поисках пропавшего парня прошёл месяц. И вот однажды утром перед подъёмом в гору, отец присел на камень и вдруг у самого подножья горы он увидел под подтаявшим снегом штормовку своего сына... Отец на руках нес тело погибшего сына домой, в город. Жители нашего городка плакали, глядя на эту картину.

Я почему-то вспомнил об этом несчастном случае и мне стало жалко этого парня, который был другом моего старшего брата Рамазана. Но эта история так ничему и не научила пацанов. Они периодически, как и прежде, ходили на опасные восхождения в горы, рискуя своими жизнями. Одни, чтобы штурмовать пятитысячники или просто для того, чтобы покорять скалистые вершины гор, а другие пацаны ходят в горы под покровом ночи за рододендронами или за ёлками вот точно так же, как и мы теперь...

Но даже для этих небольших походов ночью в горы требуется не только смелость, ловкость, но и самое главное - опыт и удача. Но в жизни бывает, что удача может подвести, друзья - предать, а судьба - наказать. Как оружие бывает заряжено патронами, так и мы были заряжены на этот поход, на удальство, на желание заработать денег. Не знаю, что было главным движущим мотивом для других пацанов, но мною руководило больше, чем сами деньги - желание испытать себя на смелость, совершить поступок наравне с другими пацанами, которые были старше меня и не оказаться слабее их ни физически, ни по силе духа.

Ну а деньги, когда они у тебя есть, с одной стороны, это здорово, ведь тогда ты любую девчонку можешь пригласить в кинотеатр, а перед фильмом зайти в буфет и угостить свою спутницу "корзиночкой с кремом" - такое вкусное пирожное, похожее на маленькую корзиночку с цветами... А когда денег нет… да не очень то они и были нужны нам, ведь все главное в нашей жизни было бесплатным: учеба в школе или в университете, кружки по интересам, занятия спортом, летние лагеря, медицина, пляжи и библиотеки…

Иногда мы с пацанами заходили в городскую столовую "Горняк" или в лучшее кафе города - кафе "Весна", где нас обслуживали, как взрослых. Мы были спортсменами и нас бесплатно кормили три раза в день. Мы заказывали наши любимые блюда: котлеты по-киевски, котлеты по-псковски, люля кебаб с острым соусом, а на дессерт угощали себя и друзей мороженным. Такой обед в кафе стоил не дороже одного рубля. Мы жили в то время, как при коммунизме, но даже не догадывались об этом. Но все были уверены в главном – не в деньгах счастье…

И так, наш план обещал нам приличные карманные деньги, поэтому мы пустились в это непростое, я бы даже сказал - в авантюрное мероприятие. Мы ведь знали, что перед наступлением Нового Года горожане не жалея денег покупают ёлки и по 3 по 10 рублей. А при таком спросе можно заработать рублей двадцать, а может даже и пятьдесят. Вот примерно так рассуждали мы подростки.

А на 50 рублей, чтобы вы знали, можно было купить даже новый велосипед, не детский или юношеский Орлёнок, а настоящий велосипед для взрослых. А у меня вообще никогда не было велосипеда. Всякие мысли и раздумья приходят в голову и темноте, в этот зимний холод, когда ты подобно вору прячешься от людей...

С каждым часом в горах становилось всё холодней. Дойдя, наконец, до поляны, поросшей многочисленным семейством стройных ёлочек, каждый из нас в растерянности пытался выбрать лучшую ёлочку, как будто они были вовсе не хвойные пушистые ёлочки, а девчонки, замерзшие в ожидании своих кавалеров, и каждая из них обещала осчастливить своего избранника.

Мы договорились, что каждый срубит по одной ёлке, но если кто-то срубит две, тогда ему пригодится веревка, чтобы можно было перевязать елки между собой. Но спускаться с горы и идти с двумя елками в руках (за спиной) гораздо труднее...

В таких ситуациях пацаны говорят, что жадность фраера сгубила.  И это про все те случаи, когда из-за жадности человек теряет всё, что у него было.

Отдышавшись и немного отдохнув, мы приготовились к спуску. Теперь нашей главной задачей было незаметно донести свою добычу до города, припрятать её в густых кустарниках у реки, чтобы днём или к вечеру можно было вынести её в город и предложить «пушистую красавицу» покупателям на новогоднем рынке.

Точно так же, как в Древнем мире на городских площадях располагались невольничьи рынки, где продавали рабов и наложниц, в современном мире вместо рабов и наложниц продают фрукты, овощи, разнообразные деликатесы и товары, произведенные руками ремесленников, а перед Новогодними праздниками - красочные игрушки и зелёные ёлочки.

Приготовившись к спуску мы всё же решили еще раз обсудить наши действия, ведь мы сделали только полдела. Теперь нам предстояло, возможно, самое трудное: обойти возможное патрулирование милиции, егерей и лесников и даже народных дружинников, которые периодически появлялись на дорогах для проверки машин, въезжающих в город, на наличие у них в багажниках незаконно срубленных ёлок.

- Нам лучше подняться выше и обойти тот путь, по которому мы шли сюда, так как мы оставили на снегу свои следы, и очень возможно, нас могут там и ожидать. Поднявшись выше, мы сможем обойти свою тропу и выйти в другом месте недалеко от города, - предложил уверенно Аскер.

- Я против, - возразил Аслан. Зачем нам тратить силы, чтобы подняться, да еще вверх, а потом оттуда спускаться?  Надо возвращаться по тому же маршруту, как мы сюда пришли. Да и нам будет легче идти по нашей протоптанной тропе, очищенной от снега, тем более мы с ёлками.

- Но именно там мы можем попасть в засаду или столкнуться с патрулём, - пытался кто-то предостеречь…- Нам надо начать спуск в обратном, в противоположном направлении от города, потому что там нас точно никто не будет ждать. Это, во-первых, а во-вторых, спустившись с горы подальше от города мы сможем контролировать опасный участок дороги, который от случая к случаю патрулируется. Мы будем видеть всех, но нас не будет видеть никто.

Я тоже попытался выразить свое суждение, но мой голос утонул в многочисленных мнениях и спорах, ведь у нас не было командира, а потому и не было личной ответственности.

Посовещавшись, мы решили, что мы все возвращаемся тем же маршрутом, как пришли. Это решение было принято скорее под давлением усталости и зимнего холода.  Все уже порядочно замерзли, а потом не хотели тратить больше времени на обратный путь. При подъеме вверх в гору, при рубке ёлок мы все вспотели и теперь наша влажная одежда постепенно стала покрываться ледяной пленкой, а поэтому нам никак не удавалось согреться. Наши силы истощались, и мы начинали потихоньку замерзать.

Вдруг, когда до автомобильной дороги оставалось метров пятьдесят, мы услышали чужие голоса:

- Нельзя дать им уйти. Заходите справа и слева и они будут в наших руках. - командовал кто-то.

"Если нас схватят, наши родители будут оштрафованы, в школе нас заклеймят позором..."  Эти мысли заставляли лихорадочно искать выхода из опасного положения, в котором мы оказались.

"Идет охота на волков,

Идёт охота,

На серых хищников

Матёрых и щенков..."

Я бросил елку в снег и быстро устремился в противоположную сторону от города. Я думал только о себе и только об одном: во что бы то ни стало, мне надо уйти от приближающейся опасности и от позора.

Наконец, мне удалось выйти к автодороге в том месте, где никого не было.

-  Азрет, подожди, я с тобой!

Повернувшись, я увидел Аслана. Он спешил за мной. В руках он держал свою ёлку, но Аслан не понимал, что ёлка была материальным свидетельством нашего преступления. Это был его личный выбор, его риск и его личная ответственность.

«Уж лучше было бы бросить ее», - подумал я, но вслух сказал: «Дорога в город скорее всего заблокирована патрулями, поэтому нам лучше уйти к реке и по берегу вдоль реки и так добираться до города. Оставшихся пару километров иы сможем пройти быстрым шагом за двадцать минут». Странно, но я рассуждал так, как будто бы всю жизнь только и делал, что уходил от погони.

Странным показалось то, что вокруг нас образовалась тишина: ни голосов товарищей, ни голосов преследователей. Всё затихло, как будто все люди и злые духи находилось ожидании развязки.

Приблизившись к реке, мы пошли вдоль берега по направлению к городу. Мы были уверены, что уйдя подальше от дороги, где установлен блок-пост и проверяли въезжающие в город машины на наличие незаконно срубленных ёлок, мы окажемся в абсолютной безопасности.

Нам оставалось пройти до города не больше двухсот метров, когда перед нами появились дружинники с красными повязками на рукавах. Их было двое. Два на два — это был хороший расклад для нас, потому что мы занимались греко-римской борьбой и были спортсменами -разрядниками. Но дело было не в том, кто кого одолеет, не в единоборстве и не в физической силе, а в том, что в нашем маленьком городке все друг друга знают. Именно поэтому надо было уходить незамеченными точно так же, как уходит от преследования ниндзя в кинофильмах, как будто растворяясь в пространстве.

Но, увы: Аслан, бросив ёлку крикнул: «Азрет, уходи я с ними справлюсь»!

Прежде, чем принять какое-то решение, я посмотрел на Аслана, который за секунду сбил с ног одного дружинника и принялся за второго. Аслан был сильнее их, но результат этой схватки был предопределен не силой и не численным превосходством, а законом и правом, которые были не на нашей стороне, а на стороне дружинников.

Я оставил Аслана. Мной двигало одно желание - во что бы то не стало остаться инкогнито. А потому, я как можно быстрей уходил от опасности к мосту. Мне нужно было перейти на ту сторону реки, к противоположной стороне от дороги от города. «Там уж точно никого не будет» - думал я про себя. Но жизнь, как специально, загоняла меня в тупик, оставляя все меньше пространства для маневра… Неужели я был в руках судьбы, у которой был свой план?

Выйдя на мост, я уже мысленно торжествовал, но навстречу ко мне галопом неслись два всадника. Они угрожающе приближались, с плетками на изготовке. «Хорошо, что не сабли», -   мелькнуло в моей голове. Я уже много раз слышал, что егеря избивают такими плетками пацанов, которые оказывались в подобном моему положении.

Я успел натянуть шапку на лоб, чтобы в случае ударов плетками по голове шапка не слетела и было бы не так больно, а за одно прикрыв таким образом лицо, чтобы меня трудно было узнать. Мне ничего не оставалась, кроме как сдаться, и тогда меня отхлестают плётками как загнанное животное. Но ведь я человек, а не животное, чтобы на меня замахивались плеткой. В эти секунды я не поднял руки вверх со словами «сдаюсь». Неожиданно для егерей и для самого себя, я подбежал к краю моста, повернувшись лицом по направлению бегущей к городу реки.

Летом я почти каждый день плавал в этой реке, считая ее своей родной речкой, своим тотемом. Обернувшись, я ещё раз посмотрел на надвигающихся злых егерей, потом глянул вниз на плавно бегущую реку, которая как будто звала меня к себе.

Мост нависал над рекой примерно на высоте пять-семь метров. Неожиданно для самого себя и для егерей, я прыгнул вниз там, где течение реки было плавным, а это означает, что там река глубже, и что там меньше каменных валунов.

Холодная река подхватила меня и быстро понесла по течению. Оказавшись в такой экстремальной ситуации, в которой я никогда не был, я почувствовал прилив силы, похожей на лезвие клинка, поэтому я даже  и мысли не допускал, что могу не выжить и умереть в ледяной реке. Тогда мне показалось, что в реке было теплее, чем на суше, на открытом морозном воздухе.

Егеря исчезли, как будто испарились.  Они, наверное, не рискнули меня догонять, возможно потому, что дорога вдоль реки была не безопасной и труднопроходимой для лошадей, сплошь покрытая гладкими речными и очень скользкими камнями. А, возможно, егеря не хотели быть причастными к этому случаю с пацаном, который сиганул с моста в реку, ведь в случае гибели пацана из-за действий егерей, они могли подвергнуться даже кровной мести со стороны родственников погибшего парня, и это было бы вполне законно по обычаям горцев.  И, вероятно, потому егеря быстро умчались в темноту подальше от того моста, где произошел этот непредвиденный случай.

Но я не собирался тонуть в своей родной реке Баксан. Мне было 14 лет, а потому мне ещё было рано умирать. Проплыв в темноте метров сто, я стал подгребать к берегу. Мне повезло: я оказался совсем рядом с городскими многоэтажками, рядом с которыми проходили теплотрассы, обеспечивающие городок теплом и горячей водой.

Выйдя на берег, я, не раздумывая побежал к знакомому месту, где находились бетонные ямы, через которые пролегают теплотрассы - большие железные трубы, по которым циркулирует горячая вода, предназначенная для городских квартир.

Зимой пацаны часто отогревались в этих ямах, замерзнув и вымочив одежду, играя в снегу. Мы открывали тяжелые железные крышки люков весом примерно в двадцать килограммов, опускались в бетонную яму и вновь закрывали за собой крышки. А чтобы горячие трубы не обжигали мы складывали на них доски или деревянные штакетники – фрагменты деревянного забора, чтобы на них можно было комфортнее согреваться. В этих теплых бетонных ямах пацаны учились курить, а иногда пробовали анашу или алкоголь. Через что только не пройдет мальчишка, когда его жизнь перетекает из детств в юность!

Я без труда отыскал в темноте один из наших люков. Там было все приспособлено для того, чтобы высушить одежду, согреться, отдохнуть и собраться с силами.  А через пару часов я уже был дома. После горячей ванны и чая с малиновым вареньем я лег спать с одним вопросом в голове: что же стало с Асланом и с другими пацанами из нашей команды?..

Франция, декабрь 2022 года

8 просмотров0 комментариев

Недавние посты

Смотреть все

ПОГОНЯ.

Часть 1. В нашем городке. Я давно хотел рассказать эту грустную историю, которая произвела на меня впечатление, оставив в юношеском сердце неизгладимый след. Эта история запечатлилась в моей памяти во

ЛЕТНЯЯ НОЧЬ В ПРИМОРСКОМ ГОРОДЕ.

Мне нравится летней темной ночью возвращаться из города домой в деревню, расположенную в 20 километрах. По ночной дороге моя машина спешит быстрей добраться до своей цели. Из жаркой ночи через открыто

ДОРОГА СМЕРТИ

Часть 1. Семья. Еще год назад она родилась в овраге не далеко от автомобильной дороги, а сегодня она сама стала матерью, родив семерых щенят в том же овраге, где сама появилась на свет. Два щенка умер